Виктор Александров в семь лет получил тяжелую травму, из-за которой лишился рук. Но при этом смог стать выдающимся спортсменом, причем сразу в двух видах спорта, вроде бы внешне никак не связанных между собой, – в плавании (обладатель Кубка Европы, двукратный чемпион Европы, мастер спорта международного класса) и тхэквондо (девятикратный чемпион России, чемпион и серебряный призер чемпионата мира, чемпион Европы). А главное - то, что он остается веселым, жизнерадостным и активным человеком. С Виктором мы поговорили накануне III Всероссийской зимней спартакиады инвалидов, амбассадором которой он является.
- Виктор, вот ты стал амбассадором Спартакиады инвалидов-2021. Что это для тебя значит?
– Это большая ответственность – представлять свой край на таких крупных соревнованиях. А вот когда мне предложили быть амбассадором Спартакиады, я и слова-то такого не знал, переспросил: «Куда, куда вы меня послали?» (смеется)
- Будешь следить за событиями спартакиады, болеть за кого-то?
– Обязательно. В первую очередь, за своих земляков. А вообще – за всех буду болеть. За дружбу.
- В твоей спортивной карьере сначала было плавание?
– Да, 12 лет занимался плаванием. Отец в бассейн закинул, сказал: «Жить захочешь – выплывешь» (смеется). Это уже было после травмы. Она у меня в семь лет случилась. Вот и пошло. В 12 лет на первых соревнованиях в Дзержинске под Нижним Новгородом, сразу же выполнил норматив кандидата в мастера спорта. В 14 стал мастером спорта. В 17 лет выиграл Кубок Европы, затем - чемпионат Европы. Но я плавание-то никогда не любил, мне больше нравились контактные виды спорта. Поэтому в 2010-м году пришел в тхэквондо, первые же соревнования – и серебряная медаль.
Да, в бассейн меня уже волоком было не затащить. А я еще плавал почти всегда без очков и хлоркой сжег все глаза. В общем, не хотел плаванием заниматься. А в один прекрасный момент мне предложили заняться тхэквондо, и я с удовольствием согласился. Как раз у меня последние соревнования были здесь, в «Энергии». Отплавал, поднялся в зал, ознакомился – как говорится, вкатился.
- Если ты за это время успел стать 9-кратным чемпионом страны, успехи, получается, пришли почти сразу.
– Да. База из плавания дала о себе знать. Я посчитал: у меня 76 медалей, из них больше 30 высшего достоинства. Пришел в тхэквондо – растяжка у меня уже есть, дыхалка есть.
- А чем конкретно привлекло тхэквондо?
– Контактный вид спорта, с детства мне нравился. Со старшим братом постоянно возились, во дворе дрались. Надо было научиться постоять за себя. Ногами всегда любил махать.
- Тхэквондо – паралимпийский вид спорта?
– Вот недавно стал, включили в программу Паралимпиады в Токио. Но у нас четыре класса, а на Играх собираются оставить два, К43 и К44. Ну, мне сказали: «Если сможешь драться с теми, у кого есть руки, поедешь на Паралимпиаду». Будем стараться. Сейчас готовлюсь к чемпионату России 24-25 марта в Нальчике, а там посмотрим.
- Тебе кто-то помогает?
– Колоссальную помощь мне оказывает Центр по адаптивным видам спорта, Банникова Надежда Васильева. Я приношу центру зачетные баллы, медали, а они мне финансируют поездки на соревнования. Тренеры мои Цветков Роман Федорович и Петренко Евгений Иванович – настоящие мужики, в любой момент готовы прийти на помощь, поддерживают словом и делом.
- Где тренируешься?
– В спорткомплексе «Энергия».
- А как находишь партнеров для спаррингов?
– А со всеми бьюсь. Вот здесь тренируется сборная Красноярского края – вот с ними.
- Что тебе спорт дал в жизни?
– В первую очередь, много хороших знакомых по всей стране. Это еще с плавания началось. В какой город ни приедешь – везде есть друзья, знакомые, которые даже и приютить могут. Дня на три точно (смеется).
- Ты много попутешествовал не только по стране, но и за границей. Можно сравнить отношение к людям с ограниченными возможностями?
– Не знаю… Европа, конечно, это Европа. Но и у нас нормальное отношение. Просто везде нужно людьми оставаться. Лично у меня проблем нет нигде. Вот сейчас в Красноярск я один из Железногорска приехал – ничего, нормально.
- Это проблема ездить на тренировки в Красноярск?
– В дороге устаешь. Два часа туда, два часа обратно – сидишь, ничего не делаешь.
- Какие-то другие виды спорта нравятся? В чем-то еще хотел бы себя попробовать?
– Пожалуй, конькобежный спорт. Но тут проблема: нет параконькобежного спорта. Я-то до травмы еще и хоккеем занимался. А после травмы – футболом, а уже потом в плавание пошел.
- Какие еще есть житейские и спортивные мечты?
– Да чтобы так все и оставалось. Я не живу какими-то абстрактными фантазиями. Вот что-то появится, замаячит впереди, приобретет реальные очертания – тогда к этому и буду стремиться.
По материалам kraysport.ru