Мероприятие прошло с участием заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Виталия Мутко и помощника Президента Российской Федерации Игоря Левитина.
В начале заседания П. Колобков представил новых членов состава Коллегии Министерства спорта Российской Федерации, утверждённого приказом Минспорта России от 7 декабря 2016 года.
Затем к собравшимся обратился В. Мутко. «За последние годы в стране построены десятки тысяч спортивных объектов. Сегодня в отрасли работают около 390 тысяч человек на постоянной основе. Шесть тысяч детско-юношеских спортивных школ, 50 училищ олимпийского резерва, 14 вузов. В национальные сборные команды включены девять тысяч спортсменов. Это – огромный потенциал, наработанный за последние годы», – сказал он.
«Сегодня имиджу российского спорта нанесён серьёзный урон, - продолжил В. Мутко. – Нам требуется сделать определённые выводы. Как органам власти, так и федерациям по видам спорта. Проблема с допингом в стране существует, но согласно статистике не является беспредельной. Никакой государственной системы поддержки допинга в спорте нет».
«Чтобы вернуть репутацию, нам надо опираться на новое поколение спортсменов, современные методы их подготовки, – заметил вице-премьер. – Мы должны сохранять лидерство в мировом спорте. Наша задача вырастить новую генерацию спортсменов».
«Политика Правительства Российской Федерации направлена на поддержку спорта как массового, так и высших достижений, на развитие спортивной материальной базы и реализацию крупных спортивных проектов: Кубка Конфедераций по футболу 2017 года, Чемпионата мира по футболу 2018 года, XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года и других. Вызовов много. Удачи!», – пожелал В. Мутко.
Заседание Коллегии Министерства спорта Российской Федерации продолжил руководитель ведомства. П. Колобков кратко подвёл итоги работы Минспорта России за год и рассказал о его задачах на перспективу. Представляем полностью выступление министра.
«Минспорту России за последние годы удалось создать достаточно работоспособный, творческий и профессиональный коллектив и, опираясь на опыт наших предшественников, внести существенный вклад в развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации.
За предыдущий период Минспортом России совместно с нашими коллегами из других организаций проделана значительная работа по созданию российской системы физического воспитания населения и развития спорта.
Прежде всего, отмечу, что физическая культура и спорт стали активным локомотивом социально-экономического развития регионов и страны в целом. Именно для этого мы приглашаем в Россию крупные международные соревнования, которые способствуют росту регионов. Значительная часть общества признала необходимость широкого внедрения физической культуры и спорта в образ жизни различных категорий и групп населения в целях физического, духовно-нравственного и культурного развития.
Положительные сдвиги подтверждаются данными Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Если в 2008 году лишь шесть процентов опрошенных указывали на то, что спорт является для них важным и необходимым, то в 2016 году – уже 18 процентов граждан России понимают значение физической культуры и спорта. Это объективные показатели нашей с вами работы.
Позвольте также обратить внимание на важность реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» для значительного улучшения материально-технической базы. В частности, включая масштабное и уникальное строительство объектов спорта, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это – основа для дальнейшего развития массовой физической культуры и спорта высших достижений.
Мы создали современную нормативно-правовую базу, которая позволяет решать задачи по регулированию развития физической культуры и спорта. Раздел «Физическая культура и спорт» стал самостоятельным в бюджетной классификации Российской Федерации. По сути нам удалось сформировать самостоятельную отрасль.
Далее я хотел бы подчеркнуть, что, несмотря на все сложности прошедшего периода, российский спорт доказал свою конкурентоспособность. Причём не только в олимпийских видах спорта, но и в видах, не входящих в программу Олимпиад. Об этом убедительно говорят итоги предыдущих соревнований Олимпийских и Всемирных игр. В следующем году мы ждём от нашей команды также успешного выступления на Всемирных играх в польском Вроцлаве. Результаты выступлений наших юниоров, кадетов и юношей также говорят о большом потенциале.
Хочу также отметить создание научно обоснованной системы развития адаптивного спорта. При этом её основная задача – формирование необходимых условий для занятий физической культурой и спортом лицам с ослабленным здоровьем и инвалидам. Мы гордимся блестящими выступлениями наших паралимпийцев, сурдлимпийцев и атлетов Специальной Олимпиады. В этом направлении нам предстоит ещё многое сделать, нужно двигаться вперёд.
Мы приступили к модернизации системы подготовки спортивного резерва, которая позволит в ближайшее время обеспечить постоянное и качественное пополнение сборных команд страны спортсменами высокого класса, способными побеждать на крупнейших международных спортивных соревнованиях.
В текущем году в России проведены чемпионаты мира в девяти олимпийских видах спорта. Хочу отметить наши регионы, которые приглашали к себе такие соревнования и провели их на высочайшем уровне.
Успешное развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации в период с 2008 по 2016 годы было бы невозможным без постоянной поддержки со стороны Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Это накладывает на нас с вами большую ответственность.
Уважаемые коллеги! Остановлюсь более конкретно на отдельных направлениях нашей работы.
Первое - реформирование системы детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва. Министерством спорта Российской Федерации ведётся планомерная работа по данному вопросу.
В стране исторически сложилась эффективная система подготовки спортивного резерва, но современный уровень спорта требует поиска новых путей повышения эффективности этой работы.
Важно отметить, что данная задача вынесена на широкое общественное и межведомственное обсуждение с активным участием органов управления физической культурой и спортом субъектов Российской Федерации. Уже утверждены федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта, установлены нормы по ряду организационных и материальных аспектов тренировочного процесса. Определены и чётко разграничены права и зоны ответственности для организаций, осуществляющих спортивную подготовку и также их учредителей.
Министерством разработан проект концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации, который определит вектор нашей работы до 2025 года. Он внесён в Правительство Российской Федерации.
Президент России Владимир Путин отметил важность этой задачи и предложил рассмотреть эту концепцию на очередном Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, который состоится в апреле 2017 года.
Решение этой задачи – это в первую очередь эффективная совместная деятельность Минобрнауки России, Минспорта России, Минздрава России и ФМБА.
Активное участие в подготовке и решении данного вопроса примут всероссийские федерации по видам спорта, как ответственные законодательно за развитие видов спорта, а также ОКР, ПКР и другие заинтересованные общественные организации.
Вопрос подготовки спортивного резерва комплексный, и поэтому попрошу всех руководителей департаментов Министерства уделить ему особое внимание!
Второе – внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), разработанного во исполнение Указа Президента Российской Федерации и являющегося программной и нормативной основой физического воспитания населения.
С 1 января 2017 года начинается этап внедрения комплекса ГТО среди всех категорий и групп населения. Эта работа станет для нас и всех работников отрасли серьёзным экзаменом.
За короткий период Минспорт России создал правовую базу для внедрения комплекса ГТО. Ведётся большая работа по созданию центров приёма норм ГТО в субъектах Российской Федерации. Сделано действительно много!
При подведении итогов работы за 2016 год на заседании Коллегии Минспорта России в I квартале 2017 года мы подробно об этом поговорим.
Обращаю особое внимание субъектов управления физической культурой и спортом, что комплекс ГТО – приоритетное направление работы с населением и не только для работников нашей отрасли, но и других ведомств и структур.
Недопустимы в работе по внедрению комплекса ГТО формализм, приписки, безответственность и непрофессионализм.
В настоящее время необходимо выполнить поручение Президента Российской Федерации о создании, как можно оперативно, физкультурно-спортивных обществ, которые во многом могли бы взять на себя функции по внедрению ГТО в трудовых и производственных коллективах, а также по месту жительства и отдыха населения.
Нам надо добиться такого положения, когда каждый гражданин страны считал бы своим долгом стать значкистом комплекса ГТО!
Третье – развитие международного сотрудничества, в том числе и по вопросам противодействия применению допинга в спорте.
Российский спорт является частью мирового спортивного сообщества. Несмотря на принимаемые меры по развитию международного сотрудничества, необходимо отметить, что у нас отсутствует чёткая программа развития международных спортивных связей. Считаю, что пора объединить усилия ОКР, ПКР, всероссийских федераций по видам спорта, и с участием МИД России и других объединений и организаций провести соответствующее совещание и принять такую программу. Это важно в условиях предвзятого отношения ряда стран к нам, в том числе и по допинговой проблематике.
Минспорт России с 2008 года реализует меры по предотвращению допинга в спорте в соответствии с Международной конвенцией ЮНЕСКО «О борьбе с допингом в спорте» и Конвенцией против применения допинга Совета Европы. Они включают: законодательное закрепление запрета допинга в спорте, координацию всех заинтересованных организаций Российской Федерации с целью предупреждения допинга в спорте, проведение образовательной и научной деятельности, обеспечение независимого функционирования национальной антидопинговой организации, усиление мер ответственности за применение и склонение к использованию допинга в спорте. Вы знаете, что в 2016 году соответствующие изменения внесены в законодательство – к тем, кто склоняет спортсмена к употреблению допингу, будут применяться меры как административной, так и уголовной ответственности.
Вместе с тем, учитывая повышенное внимание мировой общественности к развитию спорта в России, а также ряд нарушений, допущенных в российских антидопинговых лабораториях и РУСАДА, в настоящее время их оперативная деятельность и допинг-контроль российских спортсменов временно осуществляется с привлечением иностранных компаний.
Уважаемые коллеги! В будущем году в целях усиления международного сотрудничества в Казани состоится важное мероприятие под эгидой ЮНЕСКО – Шестая Международная конференция министров и высших должностных лиц, ответственных за физическое воспитание и спорт (МИНЕПС VI). На этом совещании мы рассмотрим вопросы формирования и реализации антидопинговой политики.
Четвёртое – формирование системы управления развитием видов спорта. Это направление является одним из важнейших в деятельности Министерства.
Данная система включает совершенствование порядка государственной аккредитации спортивных федераций; совершенствование норм и требований Единой всероссийской спортивной классификации; формирование Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий и повышение квалификации спортивных судей.
В этом году мы очень скрупулезно отнеслись к государственной аккредитации общероссийских федераций. Федерации, которые не исполняли свои обязанности до момента устранения установленных недостатков, были временно наделены правами и обязанностями спортивных федераций.
Прошу руководителей общероссийских федераций и органов исполнительной власти регионов в области физической культуры и спорта не выпускать также из сферы своего внимания и вопросы аккредитации региональных спортивных федераций.
Хочу напомнить президентам федераций, в программе развития каждой федерации стоит задача по активизации аккредитации региональных спортивных федераций. Но подчеркиваю, только работающих федераций.
С учётом опыта применения предыдущей и действующей Единой всероссийской спортивной классификации Минспорт России разработал проект положения о новой ЕВСК, который устанавливает приоритеты государства по развитию видов спорта.
ЕВСК – это уникальный инструмент регулирования и оценки уровня развития вида спорта и его специфических особенностей. Новая ЕВСК должна быть принята в апреле следующего года. Считаю, что мы должны отдельно обсудить этот вопрос в рамках заседаний Коллегии Минспорта России.
Безусловно, одна из важнейших задач – реализация Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», направленной на развитие массового спорта, создание условий для сборных команд и спортивного резерва в федеральных и региональных центрах подготовки.
В настоящее время в стране насчитывается около 282 тысяч объектов спорта. По сравнению с 2008 годом их количество увеличилось на 45,9 тысяч сооружений, на 19 процентов.
Важнейшей целью является улучшение материальной базы вузов. Эту работу мы уже ведём. Подтянули спортивные объекты и учебно-лабораторные комплексы в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма, Национальном государственном Университете физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, Чайковском государственном институте физической культуры.
Мы планируем продолжить данную работу и при реализации ФЦП и модернизировать учебные базы в вузах, расположенных в городах Волгограде и Хабаровске.
В то же время остро стоит вопрос о дальнейшем финансировании содержания имущественного комплекса образовательных организаций. В последние годы наблюдается снижение финансового обеспечения образовательного процесса. Нам предстоит найти решение этих задач.
В целом по стране потребность в спортивной инфраструктуре весьма существенна. Уровень обеспеченности населения этой инфраструктурой сегодня составляет около 30 процентов от социального норматива, и растёт примерно на два процента в год.
Очевидно, что существующая модель развития находится на своем пределе и требует широкого привлечения частных инвестиций в отрасль.
В Федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» планируется включить мероприятия по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку строительства спортивной инфраструктуры, в рамках государственно-частного партнерства.
Уважаемые коллеги! В своём выступлении я обратил ваше внимание лишь на часть направлений в деятельности Министерства спорта Российской Федерации. Они являются её основой.
Помимо этого, есть целый ряд вопросов, таких как развитие системы студенческого спорта; развитие физической культуры и спорта по месту жительства, среди обучающихся (начиная с дошкольников и до студентов высших образовательных организаций), среди трудящихся, населения пенсионного возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; развитие спортивных клубов по месту жительства, в школах и высших учебных заведениях; научно-методическое обеспечение сборных команд и спортивного резерва; деятельность подведомственных организаций Минспорта России, в том числе научных и образовательных организаций; роль отраслевой науки в развитии, как спорта высших достижений, так и массового спорта; повышение подготовки и переподготовки штатных работников отрасли. Все они требуют от нас пристального внимания.
В заключение хочу сказать следующее. В соответствии с Положением о Министерстве спорта Российской Федерации, министр несёт персональную ответственность за реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Персональную ответственность несёте и вы, уважаемые коллеги, руководители региональных органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта и общероссийских спортивных федераций!
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Владимир Путин отметил, что «смысл всей нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого потенциала как главного богатства России».
Убеждён, именно в этом и заключается суть нашей работы и роль физической культуры и спорта в реализации государственной политики. Всё это нашло отражение в наших основных документах – Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года и Государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».
После завершения выступления главы Минспорта России были заслушаны доклады по повестке заседания Коллегии. Директор Департамента спорта высших достижений Минспорта России Алексей Морозов выступил с сообщением о программе подготовки спортсменов к Играм XXXII Олимпиады 2020 года в г. Токио (Япония).
Она рассчитана на период с 2017 по 2020 годы и направлена на сохранение высокого уровня конкурентоспособности российских спортсменов в летних олимпийских видах спорта на международных спортивных соревнованиях и вхождение в число стран-лидеров в неофициальном общекомандном зачёте на Играх-2020.
При подготовке Программы было проанализировано выступление спортивных сборных команд Российской Федерации на Играх XXXI Олимпиады 2016 года в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия), по результатам которых россияне заняли четвёртое место в неофициальном командном зачёте.
Отмечено, что впервые при разработке Программы предусмотрена стратегия деятельности российских представителей в международной спортивной дипломатии, направленная на возвращение авторитета российского спорта.
Результатом реализации Программы должно стать сохранение высоких результатов российских спортсменов, показанных на Играх-2016, а также положительная динамика темпов развития в видах спорта, не выступивших или не выполнивших показатели целевых комплексных программ подготовки к Играм-2016, и в видах спорта, впервые включённых в программу Игр.
Игры XXXII Олимпиады 2020 года в г. Токио (Япония) пройдут с 24 июля по 9 августа 2020 года. Предполагается, что в Играх примут участие более 11 тысяч спортсменов из 205 стран мира.
Следующей темой заседания Коллегии стал вопрос о формировании Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на 2017 год (ЕКП). Директор Департамента государственной политики в сфере спорта и международного сотрудничества Минспорта России Борис Гришин напомнил, что документ утверждается ежегодно в соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона № 329-ФЗ от 4 декабря 2007 года «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Формирование проекта ЕКП, который подразделяется на две части – физкультурную и спортивную, осуществлялось по предложениям общероссийских спортивных федераций, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации, Министерства спорта Российской Федерации, общественно-государственных физкультурно-спортивных организаций.
В проект ЕКП-2017 включено 268 физкультурных мероприятий по 56 видам спорта, в том числе 147 для детей и учащейся молодёжи, 96 для лиц средних и старших возрастных групп, 25 для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, из них 100 являются комплексными.
Что касается спортивной составляющей проекта ЕКП-2017, то данный момент в него включено 9300 мероприятий. Она сформирована с учётом первоочередных задач: обеспечения подготовки и успешного выступления спортивных сборных команд Российской Федерации на X Всемирных играх 2017 года в г. Вроцлаве (Польша), обеспечения основного отборочного этапа спортивных сборных команд Российской Федерации для участия в XXIII Олимпийских зимних играх 2018 года в г. Пхёнчхане (Республика Корея), в соревнованиях XXIII Сурдлимпийских летних игр в г. Самсуне (Турция) и участия сборных команд во Всемирной зимней универсиаде в г. Алматы (Казахстан) и Всемирной летней универсиаде в г. Тайбэе (Китай), а также проведения Кубка Конфедераций по футболу FIFA 2017 года.
По итогам обсуждения вопросов повестки заседания Коллегии Минспорта России была утверждена программа подготовки спортсменов к Играм XXXII Олимпиады 2020 года в г. Токио (Япония) и одобрен проект ЕКП-2017.
В заключение был утверждён также план деятельности Коллегии Министерства Российской Федерации на 2017 год.
Источник: Пресс-служба Минспорта России
Фото: Владимир Гердо / ТАСС