За последние годы Минспорту России удалось, после длительной постсоветской стагнации, сделать мощный рывок в направлении формирования современной эффективной системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации.
Эта работа приносит свои результаты: субъекты Российской Федерации совершенствуют свою отраслевую законодательную базу в области физической культуры и спорта, формируют региональные системы подготовки спортивного резерва, создают сеть спортивных школ и спортивных школ олимпийского резерва, продуманно распределяя имеющиеся ресурсы и даже повышая финансирование на спортивную подготовку.
Постепенно в профессиональном сообществе сформировалось осознанно позитивное восприятие происходящих в отрасли перемен, принятие политики, проводимой Минспортом России, понимание необходимости дальнейшей работы по формированию и развитию отраслевой сети организации, укреплению нормативной правовой базы отрасли. Субъекты Российской Федерации активно поддерживают политику Минспорта России, утверждают стратегические документы и отмечают рост спортивных результатов.
Вся деятельность по подготовке спортивного резерва координируется Минспортом России на федеральном уровне, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации – на региональном и органами местного самоуправления, на муниципальном уровнях.
Формирование отраслевой системы подготовки спортивного резерва началось с 2009 года с утверждения Перечня поручений Президента Российской Федерации от 10.11.2009 № Пр-2997, где подпунктом «в» пункта 1 Правительству Российской Федерации дано поручение определить порядок передачи детско-юношеских спортивных школ, осуществляющих подготовку олимпийского резерва, в ведение Минспорттуризма России, предусмотрев сохранение имеющегося материально-технического обеспечения этих школ и условий оплаты труда их работников.
По итогам данного Поручения Правительством Российской Федерации распоряжением от 07.08.2009 № 1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, определяющая цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 года.
Во исполнение подпункта «з» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 11.05.2016 № Пр-905, Министерством спорта Российской Федерации при активном участии ФГБУ ФЦПСР осуществлялась разработка и утверждение Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года и плана мероприятий по её реализации, включающих в том числе: неотложные меры по совершенствованию системы оплаты труда тренеров, а также меры по совершенствованию системы отбора одарённых детей; развитие системы учреждений спортивной подготовки.
11 июня 2017 г. Президент Российской Федерации утвердил Перечень поручений № Пр-1121, в котором подпунктом «б» пункта 1 Правительству Российской Федерации дано поручение утвердить Концепцию подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, предусмотрев в том числе: определение организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, их статуса и наименований; установление требований к деятельности таких организаций; разработку совместно с общероссийскими спортивными федерациями по видам спорта и утверждение федеральных стандартов и программ спортивной подготовки, включающих в себя положения об антидопинговом, научно-методическом, медицинском и медико-биологическом, кадровом и материально-техническом обеспечении; совершенствование системы подготовки тренерских кадров для организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, создание системы их государственной аттестации; утверждение плана мероприятий по реализации Концепции и его финансовое обеспечение.
В результате реализации Концепции будет сформирована сеть отраслевых организаций, для которых спортивная подготовка является основным и обязательным видом деятельности, и создано единое спортивное пространство, предоставляющее всем организациям, осуществляющим спортивную подготовку, независимо от ведомственной принадлежности, типа и организационно-правовой формы равные возможности для участия в подготовке спортивного резерва.
Этим же поручением подпунктом «а» пункта 2 Президент Российской Федерации дал поручение Минспорту России создать единый центр методического обеспечения спортивной подготовки на всех её этапах, включая разработку программ спортивной подготовки.
До этого в соответствии с приказом Минспорта России от 12.03.2015
№ 215 работа по координации деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва и методическому обеспечению до ноября 2017 года осуществлялась организационно-методическим управлением Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр подготовки спортивного резерва» (ФГБУ ФЦПСР).
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации на основании приказа Минспорта России от 25.11.2017 № 820 в качестве структурного подразделения ФГБУ ФЦПСР был создан Центр методического обеспечения спортивной подготовки.
Целью создания центра является решение задач по методическому и информационно-аналитическому обеспечению организаций, осуществляющих спортивную подготовку на всех ее этапах на основании федеральных стандартов спортивной подготовки, а также координации деятельности по разработке программ спортивной подготовки по видам спорта для обеспечения подготовки спортивного резерва спортивных сборных команд, в том числе спортивных сборных команд Российской Федерации.
Выход поручения Президента Российской Федерации позволил значительно усилить и структурировать ведущуюся работу, сконцентрировав усилия на решении наиболее актуальных проблем в области подготовки спортивного резерва.
С целью рецензирования и принятия заключения по разработанным типовым программам, а также рекомендаций по их внедрению, приказом Минспорта России от 12.11.2019 № 943 создан Экспертный методический совет Министерства спорта Российской Федерации по подготовке спортивного резерва.
В 2019 году Методическим центром совместно с общероссийскими спортивными федерациями были разработаны и рекомендованы Экспертным методическим советом к внедрению в организации, осуществляющие спортивную подготовку 3 типовые программы спортивной подготовки по видам спорта: хоккей, вольная борьба и фехтование (дисциплина — рапира).
Типовые программы спортивной подготовки для начального этапа по видам спорта гандбол, легкая атлетика и лыжные гонки подготовлены к рассмотрению на Экспертном методическом совете в 2020 году. Ведется доработка типовых программ по видам спорта: стрельба из лука, конный спорт, тяжелая атлетика, футбол, бокс, бейсбол, дзюдо, настольный теннис, ритмическая гимнастика, спортивная гимнастика, художественная гимнастика, волейбол, греко-римская борьба, фехтование (дисциплина — шпага).
В 2020 году планируется разработать 20 типовых программ по видам спорта. Типовые программы будут общедоступны для всех работников отрасли физической культуры и спорта, как в электронном, так и в печатном виде, а также размещены на официальном сайте Минспорта России.
Основными результатами работы, направленной на формирование эффективной системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации являются:
- Положительная динамика формирования отраслевой сети организаций в субъектах Российской Федерации (457 СШ и СШОР в 2016, 2 674 СШ и СШОР в 2019 году). По данным федерального статистического наблюдения по форме № 5-ФК за 2019 год в 85 субъектах Российской Федерации в системе подготовки спортивного резерва участвуют 4 985 физкультурно-спортивных организаций различной ведомственной принадлежности. Общая численность занимающихся - 3 млн. 221 тыс. 023 чел. Общее количество тренеров – 94 188 чел., из которых 69 909 штатных и 24 279 занимающих должности по совместительству При этом, из 69 909 штатных тренеров и тренеров-преподавателей 68 534 (98 %) имеют образование, из которых: физкультурное высшее образование имеют 51 708 (74 %), физкультурное среднее профессиональное образование – 7 563 (10,8 %).
Таким образом, кадровое состояние отрасли находится в оптимальном состоянии, ежегодно увеличивается количество тренеров, имеющих высшее профессиональное образование в области физической культуры и спорта, что в том числе связано с внедрением в отрасли профессиональных стандартов.
В ведомственной принадлежности физической культуры и спорта действуют 3 265 организации: 1599 СШ, 1075 СШОР, 111 ЦСП, 30 ЦОП, 55 УОР, 140 других организаций, 231 ДЮСШ и 24 СДЮСШОР. Количество занимающихся - 2 млн. 105 тыс. 067 чел. Количество тренеров - 63 990.
При этом, количество занимающихся на этапах спортивной подготовки ежегодно растет и увеличилось на 994 370 человек (104,0 %) по сравнению с 2017 годом. На этапах ССМ и ВСМ количество занимающихся спортивной подготовкой увеличилось на 17,1% и составило 63 480 человек.
Общее число тренеров увеличилось на 1 220 (1,9 %), в том числе штатных на 2 059 (4,2%) по сравнению с 2017 годом.
Таким образом, наблюдается положительная динамика основных показателей отраслевой системы подготовки спортивного резерва.
- Выполнение в 2019 г. планового показателя государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» по переходу организаций на программы спортивной подготовки (98,6% фактически вместо планового показателя 95%) и результата федерального проекта «Спорт – норма жизни» по предоставлению организациями услуг населению в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки (3 154 фактически вместо планового результата 2 989).
- Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по поэтапному обеспечению финансирования организаций спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки в полном объеме, в 73 субъектах Российской Федерации утверждены «Дорожные карты», направленные на доведение финансирования стандартов спортивной подготовки до 100%, в том числе на повышение заработанной платы тренеров и иных специалистов отрасли.
Эта работа позволила регионам, в которых Дорожные карты приняты, значительно увеличить финансирование сферы физической культуры и спорта: за период с 2014 по 2016 годы на 9 млрд. руб., за период с 2017 по 2018 годы на 34 млрд. руб., за 2019 г. на 21,5 млрд. руб.
Общая сумма увеличения финансирования за последние 5 лет составила почти 64,8 млрд. руб., в том числе и за счет ежегодно предоставляемых федеральных субсидий спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва, общий объем которых растет. С 2011 по 2019 годы в регионы направлено более 7,2 млрд. руб. Общая сумма федеральной поддержки в 2020 году составит - 1,3 млрд. руб., в 2021-2022 годах – 1,5 млрд. руб. ежегодно, что в 4 раза больше, чем в 2011 году (360,0 млн. руб.).
В 78 субъектах РФ утвержден порядок предоставления субсидий из регионального бюджета местным бюджетам на обеспечение уровня финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
- Проведенный анализ заработной платы тренеров в субъектах Российской Федерации за период с 2016 по 2019 годы показал устойчивую положительную динамику уровня заработной платы вышеуказанной категории работников в большинстве регионов. Зарплата тренеров увеличилась с 27 699,06 рублей в 2016 году до 41 341,08 рублей в 2019 году, что составляет 87,2% по отношению к средней заработной плате по экономике РФ.
Для сравнения средняя заработная плата тренеров-преподавателей по итогам 2019 года составила 33 677,80 рублей, что составляет 71,25% по отношению к средней заработной плате по экономике РФ.
При этом отпуск тренера составляет не менее 42 дней, из которых 28 дней - это основной отпуск, не менее не менее 4 дней предоставляется в соответствии с Трудовым кодексом и 10 дней в рамках Отраслевого соглашения (дополнительный отпуск, дающий право на денежную компенсацию неиспользованного отпуска в текущем календарном году).
- Процент приведения нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации, регулирующей правоотношения, связанные с подготовкой спортивного резерва, в соответствие с законодательством Российской Федерации с 15% в 2016 году увеличился до 75,6% в 2019 году.
- В настоящее время утверждены 67 региональных концепций подготовки спортивного резерва, которые отражают региональную специфику при выстраивании системы подготовки спортивного резерва на уровне субъекта Российской Федерации.
- В 64 региональных центрах спортивной подготовки (ЦСП) функционируют подразделения (отделы) по координации деятельности и методическому обеспечению организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в 36 ЦСП – подразделения, отвечающие за организацию работы по индивидуальному отбору спортивно-одаренных детей, в том числе в отношении детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностям.
На постоянной основе выстраивается взаимодействие Минспорта России и Минпросвещения России в интересах детей и их законных представителей. Формируемое единое спортивное пространство позволяет организациям дополнительного образования участвовать в подготовке спортивного резерва посредством реализации программ спортивной подготовки (в качестве дополнительного вида деятельности в специально созданном структурном подразделении по спортивной подготовке).
Минспортом России утверждены приказы о внесении изменений в нормативные правовые акты, принятые Минспортом России по согласованию с Минобрнауки России и Минпросвещения России во исполнение Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части уточнения федеральных государственных требований, особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта (Приказом Минспорта России от 15.11.2018 № 939 признан утратившим силу Приказ Минспорта России от 12.09.2013 № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»; Приказ Минспорта России от 07.03.2019 № 187 «О внесении изменений в Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта», утвержденный приказом Минспорта России от 12.09.2013 № 731».
В 2019 - 2020 гг. утвержден целый ряд приказов Минспорта России, направленных на совершенствование системы подготовки спортивного резерва:
- приказ Минспорта России от 30.12.2019 № 1158 «Об утверждении комплекса мер по совершенствованию системы оплаты труда тренеров и иных специалистов, осуществляющих спортивную подготовку, предусматривающего стимулирование деятельности по выявлению талантливых детей и передачу их на более высокие этапы спортивной подготовки»);
- приказ Минспорта России от 19.12.2019 № 1076 «Об утверждении порядка присвоения квалификационных категорий иных специалистов в области физической культуры и спорта и квалификационные требования к присвоению соответствующих категорий»;
- приказ Минспорта России от 19.03.2020 № 224 «Об утверждении порядка присвоения квалификационных категорий тренеров и квалификационных требований к присвоению соответствующих категорий»;
- приказ Минспорта России от 01.11.2019 № 894 «О внесении изменений в порядок утверждения перечня базовых видов спорта, утвержденный приказом Минспорта России от 25.06.2018 № 592»;
- приказ Минспорта России от 26.12.2019 № 1117 «Об утверждении перечня базовых видов спорта»;
- приказ Минспорта России от 16.04.2020 № 307 «О внесении изменений в перечень базовых видов спорта, утвержденный приказом Минспорта России от 26.12.2019 № 1117»;
- приказ Минспорта России от 20.11.2019 № 961 «О внесении изменений в порядок использования организациями, осуществляющими спортивную подготовку, в своих наименованиях слово «олимпийский» или образованных на его основе слов и словосочетаний, утвержденный приказом Минспорта России от 30.12.2016 № 1368»;
- приказ Минспорта России от 27.12.2018 № 1097 «Об утверждении списка организаций, осуществляющих спортивную подготовку и соответствующих условиям использования в своих наименованиях слова «олимпийский» или образованных на его основе слов и словосочетаний»;
- приказ Минспорта России от 28.02.2019 № 173 «Об утверждении списка организаций, осуществляющих спортивную подготовку и соответствующих условиям использования в своих наименованиях слова «олимпийский» или образованных на его основе слов и словосочетаний»;
- приказ Минспорта России от 13.06.2019 № 470 «Об утверждении списка организаций, осуществляющих спортивную подготовку и соответствующих условиям использования в своих наименованиях слова «олимпийский» или образованных на его основе слов и словосочетаний»;
- приказ Минспорта России от 30.09.2019 № 778 «Об утверждении списка организаций, осуществляющих спортивную подготовку и соответствующих условиям использования в своих наименованиях слова «олимпийский» или образованных на его основе слов и словосочетаний»,
а также был утвержден приказ Росстата от 24.12.2019 № 798 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих спортивную подготовку".
В целях методического обеспечения отрасли Минспортом России были также утверждены следующие методические рекомендации:
- методические рекомендации по совместному участию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере физической культуры и спорта, в ресурсном обеспечении (в том числе финансировании) организаций, структурных подразделений организаций дополнительного образования, осуществляющих спортивную подготовку;
- методические рекомендации по совершенствованию системы дополнительного профессионального образования тренеров и иных специалистов, осуществляющих подготовку спортивного резерва;
- методические рекомендации по оценке вредных и (или) опасных факторов, специфичных для сферы физической культуры и спорта;
- методические рекомендации по разработке научно-обоснованных модельных характеристик подготовки спортсмена по виду спорта, имеющих прикладное значение;
- методические рекомендации по организации и проведению юношеских и юниорских первенств России, спартакиад и других детско-юношеских всероссийских официальных спортивных мероприятий.
Одними из крупнейших комплексных спортивных мероприятий в системе подготовки спортивного резерва являются зимняя и летняя Спартакиады учащихся России, проводимые в три этапа. В 2019 году на финальном этапе IX зимней Спартакиады было проведено 18 мероприятий по 15 видам спорта, в которых приняли участие около 3 200 спортсменов. На финальном этапе IX летней Спартакиады было проведено 61 мероприятие по 49 видам спорта, в которых приняли участие около 14 500 спортсменов. Также в 2019 году проведена III Всероссийская летняя Спартакиада инвалидов 2019 года по 5 видам спорта. Общее количество участников 2015 человек.
В состав спортивной делегации России на летних Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро 2016 года было включено 285 спортсменов, из них 158 спортсменов, принимавших участие в летних Спартакиадах учащихся и молодежи России, что составляет 55,44% от общего состава делегации. На данных играх было завоёвано 19 золотых, 18 серебряных и 19 бронзовых медалей, из них 13 золотых, 13 серебряных и 17 бронзовых медалей завоевали участники Спартакиад. Что составляет 76,79% от общего количества медалей.
Состав спортивной сборной команды России на летних юношеских Олимпийских играх 2018 года составил 94 спортсменов, из них 38 прошли школу Спартакиад, что составляет 40% от общего состава делегации. Олимпийская сборная команда России заняла первое место в медальном зачете. Наши спортсмены завоевали 59 медалей – 29 золотых, 18 серебряных и 12 бронзовых. Спортсмены, принимавшие участие в Спартакиадах, завоевали 29 медалей (12-11-6), что составляет 49% от общего количества наград.
На зимних Олимпийских играх в Пхенчхане 2018 года состав спортивной сборной команды России составил 168 спортсменов, из них 107 спортсменов, принимавших участие в зимних Спартакиадах учащихся и молодежи России, что составляет 63,69% от общего состава делегации. На данных играх было завоёвано 2 золотых, 2 серебряных и 9 бронзовых медалей, из них 2 золотых, 2 серебряных и 6 бронзовых медалей завоевали участники Спартакиад, что составляет 82,35% от общего количества медалей.
Состав спортивной сборной команды России на зимних юношеских Олимпийских играх в Лозанне 2020 года составил 106 спортсменов, из них 72 прошли школу Спартакиад, что составляет 68% от общего состава делегации. Олимпийская сборная команда России заняла первое место в медальном зачете. Наши спортсмены завоевали 29 медалей – 10 золотых, 11 серебряных и 8 бронзовых. Спортсмены, принимавшие участие в Спартакиадах, завоевали 26 медалей (10-9-7), что составляет 90% от общего количества наград.
Таким образом, за последнее десятилетие заложены основы формирования самостоятельной спортивной отрасли с сопутствующими ей признаками: сложившейся структурой управления, нормативной правовой базой, материально-техническим и кадровым потенциалом, отдельной строкой в бюджете и отраслевой сетью организаций. Функции и содержание деятельности физкультурно-спортивных организаций, входящих в систему подготовки спортивного резерва, законодательно определены. Вместе с тем существуют приоритетные направления дальнейшего развития системы подготовки спортивного резерва.
Система подготовки спортивного резерва нуждается в привлечении достижений современной науки для совершенствования тренировочного процесса, в научно-методическом, медико-биологическом и медицинском обеспечении лиц, проходящих спортивную подготовку, направленном на повышение их спортивного мастерства и продление спортивного долголетия.
Планируется принятие мер по обеспечению в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, возможности круглогодичного проживания и питания с целью обеспечения оптимальных условий для подготовки спортсменов и получения ими соответствующего образования (в том числе с использованием дистанционных технологий).
Требуется совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей, их поддержки и развития на основе межведомственного взаимодействия и принципов последовательности и преемственности.
Необходимо продолжать совершенствовать систему управления, координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва.
Кроме того, для дальнейшего развития отрасли физической культуры и спорта, необходимо вести планомерную работу по следующим направлениям:
- установление системы льготного налогообложения (налог на прибыль, на землю, на имущество) для физкультурно-спортивных организаций;
- внедрение системы государственной аккредитации физкультурно-спортивных организаций и контроля (в том числе общественного контроля) за соблюдением ее требований;
- установление отраслевой системы оплаты труда (с учетом нормирования труда тренеров), мер социальной поддержки и социальных гарантий для тренеров и спортсменов;
- совершенствование системы подготовки тренерских кадров для организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, внедрение отраслевой системы независимой оценки квалификации;
- создание информационной системы в сфере физической культуры и спорта, включающую сведения об организациях и лицах, участниках процесса спортивной подготовки;
- регламентация всех видов занятий спортом (школьный, студенческий спорт, уличный, дворовый спорт и секции, любительский, корпоративный и ветеранский спорт, фитнес и др.) с учетом требований федеральных стандартов спортивной подготовки;
- разработка современных типовых решений оснащения спортивных объектов спортивным оборудованием и инвентарем, в первую очередь российского производства с учетом этапов спортивной подготовки;
- поэтапное совершенствование федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта с учетом распространения их требований на спортивно-оздоровительный этап; включения раздела по медицинскому, медико-биологическому, научно-методическому и антидопинговому обеспечению;
- разработка и внедрение типовых программ спортивной подготовки, на основе тенденций мирового спорта, новых возможностей науки и цифровых технологий;
- внесение изменений в ОК 029-2014 «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» и ОК 034-2014 «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденные приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст, в части включения деятельности (услуг) физкультурно-спортивных организаций, в том числе организаций, осуществляющих спортивную подготовку в новую подгруппу 93.19.1 «Осуществление спортивной подготовки», либо «Оказание услуг по спортивной подготовке»;
- выстраивание межведомственного и межуровневого взаимодействия на региональном и муниципальном уровнях при решении задач подготовки спортивного резерва.
Эти направления нашли свое отражение в проекте Стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года.
В результате проведения вышеуказанных мероприятий подготовка спортивного резерва выйдет на новую качественную ступень, что позволит обеспечить скамейку запасных для спортивных сборных команд спортсменами с высоким уровнем спортивного мастерства и потенциалом для спортивного долголетия.