ДЕКАБРЬ 2018
Анна Щербакова, Александра Трусова, Алена Косторная – три юниорки, которые не пустили на пьедестал национального чемпионата ни олимпийскую чемпионку Алину Загитову, ни чемпионок мира Елизавету Туктамышеву и Евгению Медведеву.
Каждая фигуристка в группе Тутберидзе уникальна, а уникальность самой Тутберидзе в том, что она не пестует один бриллиант, счастьем попавший ей в руки, нет. Она собирает камни, гранит их и превращает в произведения искусства.
Результаты чемпионата России-2018 – яркая иллюстрация слов Тутберидзе, что у неё действительно фабрика звезд и её команда выпускает лучший в мире продукт. У неё есть своя школа, своя методика, свои специалисты, свои подходы, её успехи не единичны и точно не случайны.
РОЖДЕНИЕ ТРЕНЕРА
Биография спортсменки Этери Тутберидзе в фигурном катании началась в возрасте 4,5 лет на Стадионе юных пионеров (СЮП) в Москве. Сначала она тренировалась и выступала как одиночница, а после травмы позвоночника, последующего лечения и увеличения роста на 22 см, перешла в танцы на льду. Начинала заниматься у Евгении Зеликовой, затем у Эдуарда Плинера, каталась у Татьяны Тарасовой, у Елены Чайковской, Натальи Линичук и Геннадия Аккермана. Несколько раз становилась призером этапов Кубка СССР. В 18 лет Тутберидзе ушла из спорта и уехала в США, где пять лет работала в ледовом шоу Ice Capades.
Тренерскую карьеру Этери начала Америке – там русские специалисты были востребованы и им платили хорошие деньги. Тутберидзе год тренировала всех желающих, от учеников не было отбоя. Все материальные проблемы решились, но ей, как тренеру, уже хотелось большего.
Этери понимает, что её слово в фигурном катании ещё не сказано. Большой спорт знает такие истории, когда люди, в силу разных обстоятельств не ставшие выдающимися спортсменами, вырастали в гениальных тренеров, превращая собственный нереализованный потенциал, свои нелёгкие раздумья, свою мятущуюся душу, свой внутренний огонь в двигатель победы для учеников.
В 24 года Тутберидзе решает вернуться в Россию. Её никто не ждёт, никто не предлагает помощь в трудоустройстве, не поддерживает её порыв – свободных ставок тренеров по фигурному катанию в Москве нет. Но она уже всё для себя решила. Сначала она устраивается на каток в Братеево, потом уезжает в Зеленоград, а затем в ДЮСШ №8 на катке «Серебряный» ей выделяют ставку старшего тренера и 1,5 часа льда в день. Там в 1999 году Тутберидзе набирает свою первую группу детей в возрасте 3-4 лет и начинает с ними работать.
На «Серебряном» она проведет почти десять лет и только в 2008-м, доказав свою тренерскую состоятельность, получит необходимый будущим чемпионам лёд.
ПЕРВЫЙ УСПЕХ
Первой ученицей Этери Тутберидзе, добившейся высоких результатов в юниорском возрасте, была не Липницкая.
Тренерское признание в мировом фигурном катании началось с Полины Шелепень, девочкой из самого первого набора. В той же группе была и Полина Коробейникова, с которой Тутберидзе долгое время работала, но в итоге сама предложила ее родителям перейти на каток «Москвич», чтобы быть ближе к дому и не мотаться каждый день через весь город и пробки.
К 13 годам Полина Шелепень владела всем арсеналом тройных прыжков. В 2008-м фигуристка стала третьей на первенстве России среди юниоров, а в 2009-м выиграла два этапа юниорского Гран-при и заняла второе место в финале Гран-при.
После первых серьезных успехов Этери Тутберидзе и поступило судьбоносное предложение из ДЮСШ №37. Переезд на каток отделения «Хрустальный» для будущего был жизненно необходимым, потому что из-за отсутствия льда и невозможности прогрессировать из группы Тутберидзе уже случился массовый уход спортсменов к Алексею Мишину и Марине Кудрявцевой.
Этери Тутберидзе принимает предложение и, наконец-то, начинает работать в тех условиях, которые ей необходимы для полноценной подготовки учеников.
ПРОРЫВ «ХРУСТАЛЬНОГО» — НАЧАЛО ПУТИ
На юниорских первенствах России Шелепень дважды брала «серебро» — в сезонах-2010/2011 и 2011/2012. В 2011 году Полина снова выиграла два этапа юниорского Гран-при и в финале опять стала второй.
В 2013 году в возрасте 17 лет Полина молча сбежала от Этери Тутберидзе (да, и тут она была первой). Шелепень заявила, что решила сменить спортивное гражданство, и будет выступать за другую страну. Осенью 2014-го фигуристка объявила о завершении спортивной карьеры из-за травмы и начала тренировать.
Несколько лет Полина и её бывший тренер не общались. Недавно Шелепень призналась, что только сама, став тренером, начала лучше понимать Этери Георгиевну. В апреле 2018 года Полина впервые за шесть лет приехала на каток отделения «Хрустальное» и встретилась со своим наставником.
КОМАНДА ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Этери Тутберидзе становилась всё более востребованным тренером – после 2008 года попасть в её группу стало желанием для многих. К ней приезжали со всей России, она никому не отказывала в просмотрах, но брала немногих. Тем не менее, со временем стало понятно, что в одиночку тренировать всех фигуристов невозможно.
С 2010 года Тутберидзе начала постоянно сотрудничать с хореографом Алексеем Железняковым, а в качестве постановщиков программ для сильнейших её спортсменов Этери помогали Николай Морозов и Илья Авербух.
В сезоне-2011/2012 к группе присоединяется тренер Сергей Дудаков, в сезоне-2014/2015 – хореографы Даниил Глейхенгауз и Людмила Шалашова. С тех пор постоянный костяк тренерского штаба неизменен, а при необходимости приглашаются дополнительные тренеры или репетиторы для решения узкоспециализированных задач.
Так, по крупицам, Тутберидзе собрала единомышленников, разговаривающих с ней на одном языке, и предложила им всё, о чём может мечтать профессионал: безграничные возможности для собственного развития и реализации своего потенциала, совместное творчество, одаренных учеников и ощутимые результаты от любимой работы. Те, кто получали приглашение Тутберидзе, в один голос утверждают, что в их жизни – это счастливый билет.
Сегодня Тутберидзе-Дудаков-Глейхенгауз – это органичный триумвират, где у каждого есть своя роль и свой полноправный голос. Сама Этери Георгиевна описывает сложившееся трио как стол с тремя ножками, ни одну из которых убрать нельзя, потому что иначе всё рухнет.
ЮЛИЯ ЛИПНИЦКАЯ
На весь мир имя Этери Тутберидзе прогремело после триумфа её ученицы на Олимпиаде-2014: Юлия Липницкая взяла золотую медаль в командных соревнованиях.
Липницкая тренировалась у Тутберидзе шесть лет, с весны 2009-го до осени 2015-го. Олимпиада в Сочи стала высшей точкой в карьере фигуристки – Юлия исполнила мечту своей мамы, получила заветную медаль, и дальнейшее занятие фигурным катанием для неё утратило смысл. Требования тренера не выполнялись, начались разногласия, закулисное общение фигуристки и её мамы с Федерацией фигурного катания России, далее последовал переход Липницкой к Алексею Урманову, проблемы со здоровьем и завершение карьеры в 2017 году.
ФИЛОСОФИЯ ЭТЕРИ ТУТБЕРИДЗЕ
Постулат прост: само фигурное катание – это и есть смысл фигурного катания. Для Этери Тутберидзе фигурное катание – это искусство, у которого нет границ. А как иначе тренировать по 8-10 часов каждый день? Ей важны не медали, не четверные прыжки, а сам процесс, ежедневная работа, совершенствование, самовыражение, преодоление, умирание и возрождение, бесконечный путь постижения и развития. Много учеников – много разных дорог, и Этери Тутберидзе со своими фигуристами не боится идти туда, где ещё не ступала нога ни одного тренера по фигурному катанию.
Её любовь к своему виду спорта и к своим детям безгранична, хотя и спрятана за внешней строгостью и жесткостью, за нелицеприятными комментариями на тренировках, за умением тщательно скрывать свои настоящие эмоции и чувства.
Главный принцип действия группы Тутберидзе — никто никого не заставляет и не уговаривает работать. От учеников она требует полной самоотдачи, хочет, чтобы у них самих внутри было гадко, если что-то не доделано или не сделано, чтобы спортсмены сами понимали, что фигурное катание нужно, прежде всего, им самим, а не тренерам.
На соревнованиях Этери Георгиевна никогда не ставит своим воспитанникам задачи что-то выиграть – для неё достаточно, чтобы её фигуристы показывали свой собственный лучший прокат. И для медалей этого чаще всего оказывается более чем достаточно.
Напутственное «Давай!», непроницаемая маска на лице и только внимательная камера замечает, как Этери Тутберидзе «катает» на соревнованиях с каждой своей девочкой. Она точно также там, вся на льду, только после окончания музыки – выдох, но никакого расслабления, мгновенно начинается анализ проката и дальнейшая работа.
По материалам prostoprosport.ru